Пешина Наталья Владимировна. Персональный сайт педагога.
«…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей»«…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей» К. Ушинский
Первые 7 лет жизни ребенка – это период бурного, интенсивного его развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, психики и становления личности. Ребенок в эти годы овладевает телом и основными движениями, на основе быстро развивающейся сенсорики и двигательной координации формируются и совершенствуются процессы восприятия. Ребенок овладевает речью, интеллект его проходит основные стадии развития – от наглядно-действенного до логического. Накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, появляется самосознание, понимание своего места в кругу близких и знакомых людей. Ребенок начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. Возникает вопрос: доступно ли дошкольникам усвоение знаний о различных взаимосвязях в природе? Можно ли в этом возрасте начать экологическое образование, экологическое воспитание? Практикой дошкольного воспитания выявлено: элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста. Педагогическими исследованиями установлено, что дошкольники понимают зависимость жизни растений от таких факторов, как влага, свет, тепло, хорошая почва; с интересом относятся и понимают явление приспособленности диких животных к среде обитания. Сложившаяся практика ознакомления дошкольников с природой дает большое количество примеров воздействия человека на природу. Труд детей в уголке природы и на участке, забота о животных и растениях позволяют установить зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей. Задача состоит в том, чтобы в результате педагогической работы дети смогли осознать эти зависимости и понять: от практических действий, поведения, усилий (их и взрослых) зависит состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных в их окружении. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности, т.к. в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Причем формирование знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Это лишь необходимое условие выработки эмоционально-нравственного действенного характера отношения к миру. Очевидно, что процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование надо начинать с самого раннего возраста. Эту работу я начала с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. У детей с ТНР, посещающие наше МДОУ недостаточно сформирована психологическая база речи, бедный словарь, нарушен лексико-грамматический строй, слабо развита связная речь. При обследовании дети не смогли ответить, что такое природа, не знают о необходимости воды, свойствах воздуха, знания о домашних животных ограничены их перечислением. Экологическое воспитание способствует развитию нравственных и эстетических чувств. Окружающий мир природы – эффективное средство для наблюдений, накоплению опыта, обогащению словаря и развития речи. 22 мая 2016 в 14:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.